Кто скрыт за кличками? Ближайшим помощником Абдул Рахмана, активным участником восстания был Виктор, по кличке Юнус. В материалах МГБ Афганистана, документах особого отдела КГБ СССР 40-й армии он проходит как «Виктор с Украины». О нем больше всего сведений, а главное — вероятность того, что речь идет именно о Духовченко Викторе Васильевиче, служащем Советской Армии. Именно Виктор один из двоих, опознанных Голь Мохаммадом.
Духовченко родом из Запорожья, 1954 года рождения, украинец, был женат. В Афганистан поехал добровольно 25 августа 1984 года. Работал дизелистом в КЭЧ Баграмского гарнизона. Пропал без вести ночью под новый, 1985 год, когда в одиночку шел в расположенный по соседству батальон материального обеспечения, где была намечена встреча с друзьями новогоднего праздника.
По оперативным данным органов безопасности провинции Парван, с которыми я знакомился, Духовченко захватила террористическая группа ИОА некоего Фатаха в кишлаке Кала-Булай.
Отзывы его друга и земляка прапорщика Сергея Чепурнова, рассказы матери Духовченко — Веры Павловны, с которой я встречался, позволяют мне сказать, что Виктор — человек непреклонного характера, смелый, физически выносливый. Именно Виктор, скорее всего, мог стать одним из активных участников восстания, считает подполковник Е. Веселое, который долгое время занимался освобождением наших пленных из душманских застенков.
Другим, среди тех, кого опознал по фотографиям Голь Мохаммад, был Мухаммад Ислам. Тот самый пленный, который в разгар восстания струсил, ценой предательства решил спасти свою шкуру. Не знаю всех подробностей, не хочу быть ему судьей. Пока нет документальных и абсолютно точных подтверждений этого предательства, не могу назвать его настоящую фамилию.
…Больше четырех лет, работая над этим материалом, автор по крупицам собирал разрозненные факты и документы, беседовал с теми, кому удалось вырваться из душманских застенков, встречался с разведчиками — нашими и афганскими.
Несмотря на все поиски, к сожалению, и сегодня мы не можем сказать с уверенностью, кто же из более чем 300 пропавших без вести в Афганистане находился в тюрьме Бадабера. «Мы хотим, обязаны знать о своих сыновьях всю правду, какой бы тяжкой она ни была», — с болью говорили мне многие матери на съезде Всесоюзного объединения семей советских военнопленных, состоявшемся в декабре прошлого года. Поэтому беру на себя смелость полностью привести словесные портреты наших пленных в Бадабере, составленные по воспоминаниям афганцев Мохаммад Шаха, Голь Мохаммада и других. Может быть, таким образом кто-нибудь узнает по ним отца, сына, мужа… И если это случится, пусть простят они автора за невольно причиненную боль…
Вот они, эти скупые сведения и клички, которые имели наши пленные в главной тюрьме ИОА:
1. Абдул Рахман — русский, волосы светло-рыжие, глаза серые, нос прямой, длинный, цвет лица смуглый. Рост около 2 метров, широкоплечий. Имел усы, бороду, был в возрасте около 35 лет. Есть отец, мать, брат, жена. Офицер, звание неизвестно. Был захвачен отрядом Ахмад Шаха Масуда в 1980 году в районе Равза ущелья Панджшер. И в этом же году переправлен в Пакистан. По его инициативе разработан план побега.
2. Рахимхуда — русский, волосы светлые, глаза зеленые, нос прямой крупный, цвет кожи смуглый, есть шрам на лбу и татуировка на правой руке. Рост средний. Возраст около 22 лет. Есть отец и мать. Других сведений о семье нет. До армии был учащимся. Был захвачен в плен в 1982 году во время неравного боя, когда дал осечку автомат.
3. Ибрагим — русский, волосы черные, глаза темно-карие, широкоплечий, среднего роста. Имел на руках татуировки. Есть отец, мать, брат, сестра. Возраст около 20 лет. В плен был захвачен в 1982 году.
4. Фазлихуда — волосы рыжие, глаза зеленые, нос прямой. Рост примерно 175 см, коренастый. Есть отец, мать, сестра, брат, жена, сын. Возраст примерно 25 лет. Был захвачен в плен вместе с Абдул Рахманом в ущелье Панджшер в 1980 году.
5. Касым — таджик из Таджикистана. Волосы черные, глаза карие, нос прямой, кожа светлая, на подбородке ямочка, рост 150-160 см. Есть отец, мать, сестра, брат, жена, сын. Возраст 25 лет. В лагерь Бадабера попал в 1980 году.
6. Мухаммад Азиз (младший) — русский, волосы рыжие (светлые), глаза карие, нос прямой. Рост ниже среднего. Имел татуировку льва на правой руке. Есть отец, мать, брат, сестра. Возраст 19 лет. По каким обстоятельствам взят в плен, неизвестно. В лагере Бадабера с 1982 года.
7. Кананд — родом из Узбекистана. Волосы, глаза черные, узкие, кожа светлая. Особых примет не было. В плен попал в 1982 году. Поддерживал план побега из лагеря. Сошел с ума от пыток и издевательств в начале 1985 года.
8. Рустам — родом из Узбекистана. Волосы черные, глаза темно-карие. Речь быстрая. На руке татуировка. Есть мать, отец, брат, сестра, невеста. Возраст 19 лет. До призыва в армию — учащийся. По его словам, сдался в плен мятежникам добровольно, о чем после сожалел. В лагерь прибыл в 1984 году.
9. Мухаммад Азиз (старший) — русский, волосы светлые, глаза зеленые, нос прямой, лицо удлиненное, подбородок вытянутый. Возраст 21-22 года. Была татуировка на руке. Есть отец, мать, брат, сестра. До призыва в армию был учащимся. Место службы, обстоятельства и район пленения неизвестны.
10. Исламеддин — русский, волосы светлые, глаза серые или светло-голубые. Рост выше среднего, худой. Есть отец, мать, сестра. В плен был захвачен в июне 1983 года в провинции Параван, когда вместе с тремя товарищами направлялся самовольно в зеленую зону для сбора овощей и фруктов. Там они были обстреляны душманами, один человек погиб, два остальных ранены. В лагерь прибыл осенью 1984 года.
11. Виктор, он же Юнус — родом с Украины. Волосы светлые, глаза серо-синие, нос прямой. Есть татуировка, других особых примет на теле нет. Есть отец, мать, сестра. Служил в районе Чарикара. Был захвачен мятежниками в 1984 году и направлен в подземную тюрьму крепости.
12. Мухаммад Ислам — волосы темные, вьющиеся, глаза голубые, брови широкие, нос с горбинкой. Рост выше среднего. Возраст 23-24 года. Сдался в плен вооруженной группе ИОА добровольно в 1982 году в районе Пули-Хумри. По специальности водитель. Есть отец, мать, других сведений о родственниках нет. Особых примет на замечено. Имел вторую кличку — Абдулла.
Комментировать эти скудные данные, размышлять над ними можно много. Однако хотелось бы посоветовать читателям относиться к ним с осторожностью. Пока они слишком зыбкие, требующие скрупулезных поисков, сопоставлений с имеющимися данных на пропавших без вести в Афганистане. Скажем, национальность узников. В перечисленных пленных много русских. Но это вовсе не значит, что тот или иной человек был этой национальности. Дело в том, что для афганцев все советские солдаты европейской внешности назывались одним словом — русский.
Есть, конечно, и очень весомые факты — например, рост Абдулы Рахмана около 2 метров. Согласитесь, это довольно веская примета. Но вот загвоздка — в личных делах, которые заведены компетентными органами на каждого военнопленного (с некоторыми я знакомился), есть все, от почерка до родства в третьем поколении, нет только такой важной детали, как словесный портрет, и, разумеется, не указан рост того или иного человека. Словом, предстоит большой, трудоемкий поиск.
Время уходит неумолимо. Уже больше пяти лет отделяют нас от тех трагических событий, а мы фактически только прикоснулись к тайне лагеря Бадабера Когда же наступит разгадка? И наступит ли он когда-нибудь вообще? Сможем ли мы найти могилу этих патриотов, предать их прах родной земле?…