ОФИЦЕРЫ ДЕРЖАВЫ - ВМФ - Форум
Георгиевская лента Среда, 19 Ноября 2014, 18:07

reyZ ® Начало ФорумРегистрацияВход карта форума  1  2
 
Вы вошли как Лазутчик
на страницу ЛСНовые сообщенияУчастникиПравила форумаПоискRSS
   
Статистика Форума  ©

Последние темы

Активные пользователи

Новые пользователи

Военные методы в бизнесе

igkorn

(31 Августа 2014 19:11)

Разное.

igkorn

(31 Августа 2014 19:10)

Генерал Власов - агент стратегической разведки Кремля.

igkorn

(31 Августа 2014 19:08)

Объявление, Письмо, Личное

1lon_g

(18 Октября 2013 14:49)

творчество

1lon_g

(18 Октября 2013 14:46)

Прелесть

634

Зимняя_вишнЯ

340

dvocu

322

Юрий

241

СветиК

238

RichardTuh

16 Октября 2014

JewistNish

15 Октября 2014

WilliamKl

15 Октября 2014

PormataKn

15 Октября 2014

AlbertPl

15 Октября 2014

           
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий 
Форум » Офицеры Державы » Арсенал » ВМФ
ВМФ
Дата: Пятница, 14 Декабря 2007, 18:11 | Сообщение # 1 |
 Матрос
 
 VIP
  
 
Сообщений: 241
 
http://officers.clan.su/forum/2-373-1

Случайная инфа..., все у нас случайно, ах нах, как мне нравится это слово – «случайно».
И все же случайная инфа. заинтересовала меня, ведь как я мало знаю, и вот…
По ходу службы бывал лишь на МДКашках или арт.погран.катерах. Вспоминая свои впечатления от пребывания даж на «подобиях военных» коробках(обзывания мареманов) я просто в шоке от прочитанного… Володь, а ведь ты даже в своем БЧ не сказал … неужто БЧ – 1 ???!!! иль того лучче БЧ – 2 ???!!! иль вгони меня в ступор и скажи что БЧ - 5 ????!!!! Впрочем знаю, что въ окиянеъ все БЧ № 001, и споры кто главней и нужней стары как мир))))

Добавь Володь о своей любви, жизни, - о коробке своей! Впрочем понимаю - слова пыль … все-все! - не давлю на … знамо …

А названия то – ГОНЧИЕ ОКЕАНОВ!!!! - ПОЮЩИЕ ФРЕГАТЫ!!!! Ахуе……………….. и ктот грит что нет высокой словесности у военных… Краба… Пью за тех кто в море!

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ проект 61

ТТД:
Водоизмещение: 4460 т.
Размеры: длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.
Скорость хода максимальная: 39 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.
Вооружение:
Артиллерийское: 2х2 76-мм АК-726 (600 снарядов)
Зенитное ракетное: 2 ЗРК "Волна" (16 ракет)
Торпедное: 1х5 533-мм (5 торпед)
Бомбовое: 2 РБУ-6000 (96 бомб), 2 РБУ-1000 (24 бомбы)
1 вертолет Ка-25 на ВПП
Экипаж: 22 офицера, 244 старшин и матросов

История корабля:
Большой противолодочный корабль пр.61

Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.

Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г.

Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.

Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.

Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.

Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.

В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.

В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.

Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.

Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).

Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.

Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.

Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.

Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.

Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.

Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение
боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.

Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.


— С тех пор как существует цивилизация, никто так не изменил хода истории, как историки.
А.Моруа
Дата регистрации: 
 13 Июля 2007
 
 
Дата: Пятница, 14 Декабря 2007, 18:17 | Сообщение # 2 |
 Матрос
 
 VIP
  
 
Сообщений: 241
 


В.В.Костриченко, А.А.Простокишин

«Поющие фрегаты»
Большие противолодочные корабли проекта 61


Содержание

Предисловие
История проектирование
Описание конструкции
Общая оценка проекта
Испытания головного корабля
Строительство и модификации
Биографии отечественных кораблей
Список используемых сокращений
Чертежи
Иллюстрации

wunderwaffe.narod.ru/

Еще,

navsource.narod.ru/photos/02/181/index.html подборка фото

http://navsource.narod.ru/photos/02/186/index.html подборка фото сайтов по БПК как проекта 61, так и других проектов

Предисловие


Большие противолодочные корабли типа « Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по пра­ву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое глав­ное, — это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергети­ческой установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «пою­щими фрегатами».

Всего советский Военно-Морской Флот получил 20 больших противолодочных ко­раблей, построенных по проекту 61 (с мо­дификациями), а пять единиц в модернизи­рованном виде были построены на экспорт для Индии. Все корабли этого типа интен­сивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР, продемонстрировав высокую надежность своих энергетических установок. Один из них — «Отважный» — погиб от взрыва ракетного погреба и по­следующего пожара. «Смелый» в 1987 году .передали польским ВМС. Остальные «по­ющие фрегаты» честно отслужили Родине и постепенно выводились из состава фло­тов. К концу 1998 года в строю их остава­лось лишь два — черноморские «Сдержан­ный» и «Сметливый»

Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный» достроен, а «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный» модернизированы) и 28.6.1977 г. переклассифицированы в большие ракетные корабли, но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. «Проворный» перевооружен ЗРК «Ураган» и новыми РЛС (проект 61-Э). В январе 1992 г. оставшиеся в строю корабли вновь стали СКР.

Комсомолец Украины (до 9.10.1962 г. – СКР-25)
Заводской № 1701. 15.9.1959 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 10.11.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.12.1960 г., вступил в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав ЧФ. 18–25.6.1964 г. и 26–30.10.1987 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 8–13.5.1970 г. – в Алжир, 18–22.11.1986 г. – в Пирей (Греция), 17– 21.11.1987 г. – в Тунис и 28.6–2.7.1989 г. – в Стамбул (Турция). 5–30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 23.5.1977 г. по 7.8.1979 г. прошел на «Севмор-заводе» в Севастополе капитальный ремонт, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован.

Сообразительный (до 21.3.1963 г. – СКР-44)
Заводской № 1702. 20.7.1960 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.9.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 4.11.1961 г., вступил в строй 26.12.1963 г. и 23.11.1963 г. включен в состав ЧФ. 18–25.6.1964 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 12–15.8.1967 г. – в Варну (Болгария), 29.1–4.2.1968 г. – в Котор и Зеленину (Югославия), 20–27.7.1969 г. – в Гавану (Куба), в мае 1974 г. – в Тунис и 26–30.9.1985 г. – в Корк (Ирландия). 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 1.10.1976 г. по 28.11.1978 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 6.8.1982 г. перечислен в состав КСФ. 1.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 3.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7-У ЧФ.

Проворный (до 1.10.1964 г. – СКР-37)
Заводской № 1703. 10.2.1961 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и, 23.3.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 17 .4.1962 г., вступил в строй 25.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в! состав ЧФ. 1–31.6.1967 г., 1.1–31.12.1968 г. и 5 -24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 2–7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция). В период с 23.3.1974 г. по 3.4.1975 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе и 5.11.1976 г. отнесен к проекту 61 -Э, а в период с 1.2.1977 г. по 20.11.1978 г. и с 1.4.1987 г. по 21.3.1988 г. прошел капитальный ремонт. 21.8.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1990 г. расформирован.

Огневой (до 1.10.1964 г. – СКР-31)
Заводской № 751. 9.5.1962 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 27.8.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.5.1963 г., вступил в строй 31.12.1964 г. и 21.1.1965 г. включен в состав КБФ. В период с 5.2.1971 г. по 12.10.1971 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, после чего перечислен в состав КСФ, а в период с 1.2.1980 г. по 3.12.1982 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 31.10–4.11.1975 г. нанес визит в Лагос (Нигерия) и в феврале 1985 г. – в Фритаун (Сьерра-Леоне). 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

Образцовый (до 1.10.1964 г. – СКР-2)
Заводской № 752. 29.7.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 29.1.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 23.2.1964 г., вступил в строй 29.9.1965 г. и 2.11.1965 г. включен в состав ДКБФ. 21–26.6.1967 г. и 27–30.6.1980 г. нанес визиты в Гдыню (Польша), 3–9.10.1969 г. – в Росток и Варнемюнде (ГДР), 8–13.5.1970 г. – в Шербур (Франция), 24–29.6.1974 г. – в Хельсинки (Финляндия), 5–9.10.1974 г. – вновь в Росток и 28.5–1.6.1976 г. – в Портсмут (Великобритания), а в январе 1971 г. совершил деловой заход в Фритаун (Сейшельские острова). 29.6–10.7.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 8.9.1972 г. по 15.3.1973 г. и с 13.4.1977 г. по 10.11.1984 г. прошел в Кронштадте и Лиепае капитальный ремонт. 25.8.1988 г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.2.1994 г. расформирован.

Одаренный
Заводской № 753. 22.1.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 12.8.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1964 г., вступил встрой 30.12.1965 г. и 11.1.1966 г. включен в состав КСФ. Летом – осенью 1966 г. по Севморпути совершил переход из Кольского залива во Владивосток и 8.10.1966 г. перечислен в состав КТОФ. 18–23.11.1976 г. нанес визит в Басру (Ирак), 1 -5.12.1976 г. – вБендер-Аббас (Иран), 20–24.1.1977 г. – в Мапуту (Мозамбик), 10–14.3.1977 г. – в Порт-Луи (Маврикий) и 16 -19.10.1980 г. – в Кочин (Индия). 4.7.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1990 г. расформирован.

Отважный (до 17.2.1965 г. – Орел)
Заводской № 1704. 3.7.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.8.1963 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 17.10.1964 г., вступил в строй 31.12.1965 г. и 25.1.1965 г. включен в состав КЧФ. 5–30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10–14.7.1967 г. нанес визит в Порт-Саид (Египет), 15– 19.10.1973 г. – в Таранто и 19– 22.10.1973 г. – в Мессину (Италия). 30.8.1974 г. затонул у берегов Крыма в районе Севастополя в результате повара в кормовом ракетном погребе и 12.11.1974 г. исключён из состава ВМФ.

Славный
Заводской № 754. 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 24.4.1965 г., вступил встрой 30.9.1966 г. и 17.10.1966 г. включен в состав ДКБФ. 28–29.10.1967 г., 3–9.10.1969 г. и 23–28.10.1987 г. нанес визиты в Росток (ГДР), 17–22.8.1971 г. – в Копенгаген (Дания), 11 -15.10.1985 г. – в Гавану (Куба), 18–23.7.1987 г. – в Гдыню и 19–24.7.1988 г. – в Щецин (Польша). 14.6–29.7.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 6.12.1973 г. по 4.12.1975 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, 15.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 19.2.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

Стройный
Заводской № 1705. 20.3.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 24.5.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.7.1965 г., вступил в строй 15.12.1966 г. и 30.12.1966 г. включен в состав КСФ. 25–28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявик (Исландия). В период с 28.5.1971 г. по 19.2.1972 г. прошел капитальный ремонт, а в период с 28.12.1975 г. по 14.7.1981 г. модернизирован в Николаеве и 6.11.1980 г. отнесен к проекту 61-МП. С 19.1.1990 г. вновь находился в капитальном ремонте в Мурманске, но 12.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1.1991 г. расформирован.

Стерегущий
Заводской № 755. 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 20.2.1966 г., вступил в строй 21.12.1966 г. и 7.1.1967 г. включен в состав КТОФ. 17–24.3.1968 г. нанес визит в Мадрас, 3–6.4.1968 г. – в Бомбей (Индия), 17–24.4.1968 г. – в Могадишо (Сомали), 11–19.5.1968 г. – в Умм-Каср и Басру (Ирак), 25.5–2.6.1968 г. – в Карачи (Пакистан), 5–9.6.1968 г. – в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 г. – в Аден (Южный Йемен) и 6–11.7.1968 г. – в Коломбо (Шри Ланка. 31.12.1978 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

Красный Кавказ
Заводской № 1706. 25.11.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 9.2.1966 г., вступил в строй 25.9.1967 г. и 13.10.1967 г. включен в состав КЧФ. 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и 5–24.10.1973 г. – вооруженным силам Сирии. 2–7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция), 20–25.11.1974 г. – в Латакию (Сирия), 10–14.8.1984 г. – в Варну (Болгария), 12–16.8.1985 г. и 17–21.11.1987 г. – в Тунис, 20–24.10.1986 г. – в Гавану (Куба) и 24–28.6.1991 г. – в Тулон (Франция). В период с 10.3.1981 г. по 19.7.1984 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. В момент зачисления удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного КРЧФ.

Решительный
Заводской № 1707. 25.6.1965 г. заложен на заводе имен и 61 коммунара в Николаеве, спущен 30.6.1966 г. и 24.1.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 г. и 11.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1–31.6.1967 г. и 1.4–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9–12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 14–18.12.1971 г. – в Латакию (Сирия), 6–9.10.1978 г. – в Мессину (Италия) и 16–20.11.1978 г. – в Стамбул (Турция). 1.11.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой.

Смышленый
Заводской № 1708. 15.8.1965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 22.10.1966 г. и 1.7.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.9.1968 г. и 21.10.1968 г. включен в состав КСФ. 31.10. -9.11.1971 г. нанес визит в Гавану (Куба), 10–14.5.1978 г. – в Бордо (Франция) и 25–30.5.1987 г. – в Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи). В 1975–1977 гг. модернизирован в Николаеве по проекту 61-М, а 22.2.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.6.1993 г. расформирован.

Строгий
Заводской № 1709. 22.2.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 29.4.1967 г. и 12.1.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24.12.1968 г. и 8.1.1969 г. включен в состав КТОФ. 7–15.12.1969 г. нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали), 4–8.2.1972 г. – в Массауа (Эфиопия), 2–7.6.1978 г. – в Викторию (Сейшельские острова), 5–10.11.1978 г. – в Хайфон (Вьетнам) и 22–26.6.1985 г. – в Мапуту (Мозамбик). 1.11.1990 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа иреализации и 11.2.1994 г. расформирован.

Сметливый
Заводской № 1710. 15.7.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 26.8.1967 г. и 15.6.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 25.9.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав КЧФ. 6–12.3.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия), 26.9–1.10.1973 г. – в Сплит (Югославия), 9–13.8.1974 г. – в Варну (Болгария) и 26.6–1.7.1980 г. – в Тунис. 19.2.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.

Смелый
Заводской № 1711. 15.11.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 6.2.1968 г. и 20.12.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.12.1969 г. и 9.1.1970 г. включен в состав КЧФ. 17–22.9.1976 г. нанес визит в Мессину (Италия), 8–13.4.1978 г. – в Алжир и 13–18.4.1979 г. – в Риеку (Югославия). В 1976–1977 гг. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе попроекту 61 -М. В период с 17.12.1982 г. по 30.1.1985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ДКБФ, а 19.1.1988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в «Warszawa» и 5.3.1988 г. исключен из состава ВМФ»СССР.

Красный Крым
Заводской № 1712. 23.2.1968 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 28.2.1969 г. и 9.2.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 15.10.1970 г. и 20.10.1970 г. включен в состав КЧФ. 15–19.5.1971 г. и 1–29.2.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 3–7.7.1975 г. нанес визит в Тулон (Франция), 14–19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 5–9.8.1977 г. – вКонстанцу (Румыния), 12–16.8.1985 г. – в Тунис и 11–14.6.1990 г. – в Таранто (Италия). В период с 6.10.1978 г. по 28.8.1983 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 1.6.1992 г. переклассифицирован в СКР, а 24.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован. С30.6.1970 г. носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.

Способный
Заводской № 1713. 10.3.1969 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 11.4.1970 г. и г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй г. и 27.10.1–971 г. включен в состав КТОФ. 20–24.12.1973 г. нанес визит в Порт-Луи (Маврикий) и 25–30.8.1976 г. – в Ванкувер (Канада). 30.7.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 3.7.1992 г. был исключен из состава ВМФ в связи с предстоящей передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но 29.10.1992 г. оставлен в составе КЧФи 20.11.1993 г. передан «Севморзаводу» имени С.Орджоникидзе (г. Севастополь) в счет уплаты долгов ВМФ предприятию.

Скорый
Заводской № 1714. 20.4.1970 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.2.1971 г., вступил в строй г. и 31.10.1972 г. включен в состав КЧФ. 12–17.5.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 14–19.10.1974 г. – в Порт-Луи (Маврикий), 19–23.11.1974 г. – в Дакар (Сенегал) и 20–25.10.1978 г. – в Пи-рей (Греция). 5–24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, 23.7–22.9.1974 г. – Египта, а 4.8–14.10.1974 г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. В период с 30.7.1982 г. по 16.9.1985 г. прошел на «Севморза-воде» в Севастополе капитальный ремонт.

Сдержанный
Заводской № 1715. 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.3.1971 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, достраивался по проекту 61-М, спущен 29.2.1972 г., вступил в строй 30.12.1973 г. и 7.2.1974 г. включен в состав КЧФ. 12–17.5.1976 г. нанес визит в Триполи (Ливия). В период с 31.10.1985 г. по 12.10.1987 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт.

Тактико-технические характеристики тип «Комсомолец Украины» (проект 61)
Водоизмещение полное, т 4390
Водоизмещение стандартное, т 3400
Длина, м 144
Ширина, м 15,8
Осадка, м 4,6
Мощность силовой установки, л.с. 4 х 18000
Скорость хода максимальная, узлов 34
Скорость хода экономическая, узлов 18
Дальность плавания экономическим ходом, миль 3500
Экипаж, чел. 266
Из них офицеров, чел. 22
Вооружение: 2 x 2 ПУ ЗРК «Волна», 2 x 2 76,2-мм АК-726 орудия, 1 x 5 533-м ТА, 2 x 12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

Тактико-технические характеристики тип «Сдержанный» (проект 61-М и 61-МП)
Водоизмещение полное, т 4974
Водоизмещение стандартное, т 4010
Длина, м 146,2
Ширина, м 15,8
Осадка, м 4,84
Мощность силовой установки, л.с. 4 x 18000
Скорость хода максимальная, узлов 32
Скорость хода экономическая, узлов 18
Дальность плавания экономическим ходом, миль 4000
Экипаж, чел. 320
Из них офицеров, чел. 29
Вооружение: 4 x 1 ПУ ПКРК П-15М (4 ракеты), 2 x 2 ПУ ЗРК «Волна» (16 ракет), 2 x 2 76,2-мм АК-726 и 4 x 6 30-мм АК-630М орудий, 1 x 5 533-мм ТА, 2 x 12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25.

http://www.snariad.ru/bigrocketship/brs_project-61


— С тех пор как существует цивилизация, никто так не изменил хода истории, как историки.
А.Моруа
Дата регистрации: 
 13 Июля 2007
 
 
Дата: Суббота, 15 Декабря 2007, 11:35 | Сообщение # 3 |
 Кадровый состав
  
 
Сообщений: 170
 
Юрий, Весьма тебе признателен за столь подробную выкладку информации и внимание к моей скромной личности, чуть не прослезился ( стал сентиментальным с возрастом). Мой корабль "Сметливый" и отдано ему почти 5 лет жизни, тот заход в Тунис ,который отмечен в инф, был и с моим участием в должности командира БЧ-1. А начинал я с курсантской стажировки на "Смелом". На других кораблях этого проэкта бывал, и даже в море выходил, там служили мои одноклассники. В настоящее время "Сметливый " в боевом строю, прошел модернизацию и стал зубастей, базировался в славном Севастополе, ВМФ Росиии. Его список заслуг на много увеличился. И я горжусь этим кораблем и тем , что в его историческом журнале моей рукой есть также записанные страницы его славной биографии. Действительно Поющие фрегаты. Когда стоиш на мостике и поют турбины, корабль развивает максимальный ход, а за кормой, как мы говорили - белая лента Черного моря ( классная кильватерная дорога) . душа замирает от восхищения. Спасибо тебе огромное.
Дата регистрации: 
 28 Ноября 2006
 
 
Дата: Пятница, 27 Марта 2009, 18:01 | Сообщение # 4 |
 Матрос
 
 VIP
  
 
Сообщений: 241
 
7.04.1989 г. Гибель подводной лодки “К-278”


Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года. В результате возникновения пожара в кормовом отсеке была нарушена герметичность прочного корпуса ПЛА, выгорели сальники, через которые произошло затопление лодки забортной водой.

Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях
экипажа.

Лодка “К-278” (“Майк” по классификации НАТО) строилась параллельно с подводными лодками класса “Барс” (“Сиэрра”), но при одинаковых главных размерах и вооружении “К-278” была уникальным подводным кораблем. Сверхпрочный корпус лодки был изготовлен из чистого титана и был рассчитан на рекордную глубину погружения в 1000 метров (достигнута 5 августа 1984 года). По сути, это был опытный корабль для изучения целого комплекса научно-технических и океанологических проблем и одновременно - прототип будущих скоростных подводных гражданских лайнеров. Но как лодка ВМФ, она имела на вооружении 6 533-мм и 2 650-мм (для ССН-21) торпедных труб и предназначалась для противолодочной обороны.
Создание лодки потребовало принципиально новых технических и технологических решений, что сказалось на увеличении сроков и стоимости ее строительства. В 1983 году “К-278” была принята в опытную эксплуатацию в составе ВМФ, в ходе которой были выявлены "отдельные конструктивные недоработки". Несмотря на это, совместным решением командования ВМФ и Минсудпрома в 1986 году “К-278” была введена в боевой состав Северного флота с устранением выявленных "недоработок" при очередном плановом ремонте, проводимом через 8-10 лет. Но прошло менее трех лет…
Итак, 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на значительной глубине со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установлена. Предполагается, что причиной явилась капельная течь гидравлической жидкости на электроприбор.

В 11.12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка всплыла ходом на глубину 380, затем - 50 метров.

В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объединенный для всплытия запас ВВД устремился через разрыв трубопровода в очаг пожара, превратив кормовой отсек в подобие доменной печи.

Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный.

Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главного турбозубчатого агрегата, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 "Комсомолец" всплыл на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта погружения и всплытия в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м.

Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.

В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт.

Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.

С опозданием подана команда переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии.

В 14.40 Ил-38 установил визуальный контакт с "Комсомольцем". На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.

К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16 час 40 мин по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако (опять таки, из-за незнания материальной части! ) удалось спустить на воду лишь один из них.

В 17 час 08 мин К-278 с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула в точке с координатами 73 гр 43'17" СШ и 13 гр 15'51" ВД на глубине 1858 метров. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира "Комсомольца", остались в ВСК.
Уже на большой глубине командир лодки и еще четверо моряков попытались спастись в специальной всплывающей спасательной камере “ВСК”. Из-за большой скорости подъема камеры и перепада давления на поверхности моря верхний люк камеры выбило и через несколько секунд, набрав воды, “ВСК” ушла на дно. Спасся только мичман В.Ф. Слюсаренко.

Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.

В 18.20 к месту аварии прибыл "Алексей Хлобыстов" и приступил к спасению людей.
К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт "Хлобыстова" подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков. Трое из них умерли от переохлаждения по пути в Североморск.

“К-278” легла на грунт на ровном киле на глубине 1700 метров. В течение ряда лет лодка была обследована отечественными глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир-1" и "Мир-2". Носовая часть лодки имеет повреждения, но ядерный реактор заглушен, а находившиеся на борту лодки две торпеды с ядерной боевой частью не были взведены. Поэтому радиационный фон вокруг лодки пока остается в пределах нормы. Возможно, через несколько лет ее смогут поднять - ряд отечественных и зарубежных проектов для осуществления этой сложнейшей операции уже предложено. Стоимость подъема оценена примерно в 200 млн. долларов.
В 800 метрах от лодки опустилась "ВСК". В конце августа 1993 года была предпринята попытка поднять 27-тонную спасательную камеру, но на расстоянии около 200 метров от поверхности произошел обрыв троса, и камера снова ушла на дно.

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа “К-278”, получившей имя “Комсомолец”, были награждены орденом Красного Знамени. 42 из них - посмертно.

По традиции, каждый год 7 апреля подводники, оказавшиеся в Санкт-Петербурге, собираются у собора Николая Чудотворца, чтобы отдать дань памяти погибшим.

версия (цитаты)

«О гибели "Комсомольца" писали все, кто умеет это делать профессионально, и ничего не писали профессионалы, т. е. подводники, корабельные инженеры-механики. К сожалению, это ответственное воинское звание окончательно ликвидировано в 1984 году в пылу идеологической борьбы с технократизмом.»

«С момента гибели чуда подводного кораблестроения - ПЛА "Комсомолец" - прошло уже более 9 лет. Страсти улеглись, уроки извлечены (?), дело предано забвению. Правда, в условиях демократии и "свободы" СМИ нет-нет, да и появятся некоторые (заказные) подробности, подтверждающие две официальные версии:
- первая (командования ВМФ) - конструктивные недостатки;
- вторая (судпромовская) - неподготовленность экипажа.
Чаша весов в этом споре колеблется то в одну, то в другую сторону, ибо одновременно правы и виноваты оба ведомства. Командование ВМФ (заказчик) создало предпосылки для возможности выхода в длительный поход слабо подготовленного экипажа и приняло в свой состав ВМФ ПЛ с конструктивными недостатками. Судпром и проектанты (подрядчики) создали ненадежный и сложный корабль. Но в этом противоречии, как ни странно, есть молчаливое единство и согласие: скрыть настоящую причину гибели и конструктивные недостатки.»

«Что нужно было сделать, чтобы ПЛ не затонула? Много… Но парадокс ответа на этот вопрос заключается в том, что после всплытия в надводное положение можно было ничего не делать, и ПЛ осталась бы на плаву до подхода спасателей. Можно было ограничиться пуском дизеля и вентиляцией носовых отсеков. Можно было еще в максимально возможной степени обесточить и загерметизировать корму. Все. Есть такой прием при повышенной опасности - замри, остановись, выжди... дернешься – погибнешь. Нельзя было выравнивать крен контрзатоплением и при этом разгерметизировать для вентиляции корму.
"Наши ПЛ обладают самым большим в мире запасом плавучести, и сами не тонут! Их топят "доблестные герои-подводники": двоечники, плохо знающие специальность и спящие на лекциях…" Примерно так начинал свои лекции преподавтель с кафедры боевых средств флота в ВМИОЛУ им. Дзержинского. В его шутке – иронии была заложена горькая правда, основанная на служебном опыте. Отчасти "старик" был прав - не хватило экипажу "Комсомольца" выдержки, опыта, знаний… Все это так, но на месте Ванинского экипажа могли оказаться десятки и даже сотни других экипажей. Подводники оказались жертвами Системы, руководящей проектированием, кораблестроением, эксплуатацией и боевой подготовкой. Виновен не экипаж, не наука, не промышленность в отдельности, а вся Система…»

«Я никого не собираюсь обвинять, упрекать, разоблачать - у каждого есть совесть, и она ему - высший судья. Хочется, чтобы слишком дорогой опыт БЗЖ ПЛА "Комсомолец" не пропал даром, чтобы не было очередных "грабель" и "невинных" жертв.»

02 июля 1998 года.

20 лет плавсостава: 7 лет - КГА ГЭУ на головной ПЛА 671-РТМ проекта (Victor-III), 5 лет - КЭТД и 8 лет - КЭМЧ на ПЛА типа "Барс", 2,5 года - Старший преподаватель цикла Управления, безопасности плавания и БЗЖ ПЛА 8-го УЦ ВМФ капитан 1 ранга Н. Н. Курьянчик.

ПС. Сокращен вместе с циклом 1 мая 1998 г.

сайты:http://www.rosflot.ru/ http://submarine.id.ru/ http://www.navy.ru/

Подводники ПЛА "Комсомолец"
не вернувшиеся домой 7 апреля 1989 года

Аванесов О. Г. капитан 2-го ранга
Апанасевич И. О. ст. матрос

Бабенко В. И. капитан 2-го ранга
Бондарь С. С. мичман
Бродовский Ю. А. мичман
Буркулаков Т. А. капитан 1-го ранга
Бухникашвили Н. О. ст. матрос

Валявин М. Н. мичман
Ванин Е. А. капитан 1-го ранга
Вершило Е. Э. ст. матрос
Волков Н. А. капитан-лейтенант
Володин А. В. капитан 3-го ранга

Головченко С. П. старшина 2-й ст.
Грундуль А. А. матрос

Еленик М. А. мичман

Замогильный С. В. ст. мичман
Зимин В. В. лейтенант

Испенков А. М. капитан 3-го ранга

Капуста Ю. Ф. мичман
Ковалев Г. В. мичман
Колотилин В. В. мичман
Краснов С. Ю. матрос
Краснобаев А. В. мичман
Кулапин В. Б. матрос

Максимчук Ю. И. капитан 3-го ранга
Манякин С. П. капитан 3-го ранга
Марков С. Е. старший лейтенант
Михалев А. В. матрос
Молчанов И. А. лейтенант

Науменко Е. В. капитан-лейтенант
Нахалов С. В. мичман
Нежутин С. А. капитан-лейтенант

Смирнов М. А. капитан-лейтенант
Сперанский И. Л. капитан-лейтенант
Суханов В. И. мичман

Ткач В. В. ст. мичман
Ткачев В. Ф. матрос

Филиппов Р. К. матрос

Черников С. И. мичман

Шинкунас С. К. ст. матрос
Шостак А. А. лейтенант

Юдин В. А. капитан 3-го ранга

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

http://submarine.id.ru/memory.shtml
КНИГА ПАМЯТИ
Дата регистрации: 
 13 Июля 2007
 
 
Форум » Офицеры Державы » Арсенал » ВМФ
Страница 1 из 11
Поиск:
ВСАдминистратор (Генштаб)  Модератор (Штаб)  Кадровый составКонтрактник (<10 cообщений)


Создать сайт бесплатно сайт Офицеры Державы - Яндекс.Метрика