Государству приходится ликвидировать разрушительные последствия
приватизации уникального предприятия
В России начали скрытую национализацию государственных стратегических
предприятий, многие из которых, некогда подвергшись принудительной
приватизации, за минувшие полтора десятилетия были разорены или уничтожены
слепым и беспощадным рынком при прямом содействии различных федеральных
ведомств. Например, сейчас правительство РФ по поручению российского президента
и в соответствии с его указом от 11 августа 2007 года о создании авиационных
моторостроительных холдингов не жалеет бюджетных денег на выкуп у частных
акционеров и финансовую санацию ОАО «Самарский научно-технический комплекс
(СНТК) имени академика Н.Д.Кузнецова».
Стратегические
предприятия национализируются
Государству
приходится ликвидировать разрушительные последствия приватизации уникального
предприятия
Именно на СНТК создавались двигатели марки НК для военных и
гражданских самолетов, космических ракет, газоперекачивающих установок,
электростанций и железнодорожных локомотивов. В советское время это
засекреченное предприятие (НПО «Труд») разработало и теперь осуществляет
конструкторский досмотр за двигателями для всех трех типов стратегических
ракетоносцев и бомбардировщиков – Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3, стоящих на
вооружении Дальней авиации России.
После приватизации государству пока принадлежит 60% акций нынешнего ОАО.
Сегодня Самарский научно-технический комплекс – это конструкторское бюро с
небольшим опытным заводом. К началу 2005 года на предприятии оставалось 850
сотрудников ОКБ, 2500 человек обслуживающего персонала и 150 рабочих опытного
производства, которым государство доверило сытно кормить, добротно одевать и
себя, и еще почти 3,5 тыс. моторостроителей. А заодно самостоятельно развивать
уникальное предприятие.
Правда, основная продукция СНТК – воплощенные в металле идеи проектантов и
конструкторов, реализация которых растягивается на десятилетия. При социализме
государство полностью оплачивало процесс разработки авиационных и ракетных
двигателей, цикл которого весьма длительный – даже при бесперебойном
финансировании он составляет примерно 15 лет. С началом экономических реформ начала
1990-х прежняя система финансирования рухнула, и государство согласилось
приобретать у своего бывшего КБ готовые изделия, не вкладывая в него бюджетных
средств.
В результате такой политики (спасение утопающих – дело рук самих утопающих)
своего главного акционера важнейшее по стратегической значимости предприятие
оказалось в совершенно безвыходной ситуации. Новые изделия ему правительством с
конца 1980-х не заказывались и соответственно не разрабатывались. После смерти
академика Николая Кузнецова его бывшее КБ проживало наследство великого
генерального конструктора. Например, продавало американцам двигатели НК-33,
оставшиеся от советской лунной программы, что позволило сдержать массовый уход
специалистов. Но вырученные от продаж деньги проедались – тратились в основном
на зарплату. А когда они закончились, в СНТК начали брать кредиты. В результате
к концу 2007 года его кредиторская задолженность составляла 1,7 млрд. руб. и
продолжала расти, хотя людям на заводе и зарплату по полгода не выплачивали.
В конце прошлой недели появились сообщения о том, что дочерняя структура
«Рособоронэкспорта» – ОАО «ОПК «Оборонпром» выкупит 21,6% акций Самарского
научно-технического комплекса у крупнейшего частного акционера СНТК Алексея
Леушкина, президента группы компаний «Техоборонпром». Таким образом, ОПК
«Оборонпром» – многопрофильная промышленно-инвестиционная группа, занимающаяся
вертолетостроением, производством средств ПВО и сложных радиоэлектронных
комплексов, а также электротехническим машиностроением, – берет на себя и
проблемы авиационного и ракетного двигателестроения.
По словам пресс-секретаря ОПК Ильи Якушева, в настоящее время «Оборонпром» и
г-н Леушкин обсуждают условия сделки. В ОПК надеются приобрести пакет акций,
принадлежащий частному акционеру, до конца января. Сам Алексей Леушкин заявил
журналистам, что качественные и количественные параметры соглашения уже
обговорены – остается подписать соответствующие документы. Бизнесмен добавил,
что вскоре пакет акций СНТК, которым он владеет, отойдет «Оборонпрому». В
самарской прессе появились сообщения, что независимые отраслевые эксперты
оценивают сумму «выкупа» примерно в 100 млн. руб.
Но этими многомиллионными расходами процесс фактической национализации и
последующей санации лишь одного этого самарского предприятия не ограничится.
Чтобы решить даже его самые первичные финансовые и производственные проблемы,
необходимо затратить не менее миллиарда казенных рублей. В российское
правительство еще осенью был отправлен план финансового оздоровления СНТК,
который предусматривает реструктуризацию бюджетной задолженности и
предоставление адресной субсидии в размере 670 млн. руб. После выдачи
правительственного распоряжения о выделении такой субсидии администрация
Самарской области предоставляет на санацию СНТК пятилетний кредит в сумме 300
млн. руб. Планируется также реструктурировать почти двухмиллиардные долги
предприятия при условии положительных решений основных кредиторов — Федеральной
налоговой службы, ОАО «Самараэнерго» и «Волжской территориальной генерирующей
компании», «Газпрома» и коммерческих банков, прежде всего Всероссийского банка
развития регионов.
Главной причиной кризиса СНТК стал его отрыв от серийных моторостроительных
заводов в Самаре и Казани (прежде всего от самарского «Моторостроителя»),
которые занимались выпуском разработок научно-технического комплекса. Впрочем,
попытки объединения делались и ранее. Так, в 1997 году при поддержке
губернатора Константина Титова ставился вопрос о создании
финансово-промышленной группы «Двигатели НК». В том числе для того, чтобы
освободить моторостроителей от налогов при движении денег между предприятиями.
Было разрешение от правительства, но оно так и не сработало. Теперь решением
представителей государства не сумевших договориться генеральных директоров СНТК
и «Моторостроителя» Сергея Тресвятского и Игоря Шитарева сняли с занимаемых
должностей. В I квартале 2008 года «Оборонпрому» будут переданы принадлежащие
государству акции ОАО «СНТК им. Кузнецова» и «Моторостроитель». И начнет
создаваться двигателестроительный холдинг.
Так государство в Самаре приступило к дорогостоящему устранению
разрушительных последствий непродуманной приватизации 1993 года уникального
комплекса своих стратегических моторостроительных предприятий.
2008-01-25 / Андрей Бондаренко
Источник: http://nvo.ng.ru/ |